Кто родился? Мальчик или девочка? Мы ждем не просто ребенка, а мальчика или девочку. Покупаем ленточку — голубую или розовую, думаем о будущем, понимаем, что от того, будет малыш мальчиком или девочкой, зависит, как сложится его да и наша жизнь. И неправомерно ставить вопрос об одинаковом воспитании сына и дочки.

Мы, взрослые, интуитивно чувствуем раз ницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного от личающиеся жесты и мимику. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излиш няя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то из вас еще помнит, как был маленькой девочкой, а кто-то — мальчишкой. Да и то, многое уже забылось. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет. Может быть, на словах мы и согласны, а чувства, не полу чившие уроков той другой, чужой жизни, жизни предста вителей противоположного пола, противятся: «Дети есть дети, и я была (был) маленькой и помню, что я никогда…» К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей или детей своего класса, группы: и мальчиков, и девочек.

Зачем природе мужское и женское?

А действительно, зачем? Ведь когда-то у растений и простейших животных не было этого: «он» и «она». Но на определенном этапе эволюции вдруг оказалось, что деление живых существ одного и того же вида на мужские и женские организмы очень выгодно. Почему?

Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асин хронной эволюции полов доктор биологических наук, гене тик. В. А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенден ции. Первая — это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, пере дать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая — это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обес печит приспособление к новым условиям, позволит расши рить среду обитания. Итак, борьба консервативного и про грессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надеж ного и нового, неизведанного, рискованного.

Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его — по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напро тив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентиро ван на выживаемость, а мужской — на прогресс.

Количество потомков, которое может дать существо женского рода, достаточно ограничено, тогда как мужской пол потенциально способен иметь огромное количество по томков. (Хотя в России в XIX в. одна крестьянка родила за 27 родов 69 детей, все же обычно женщина способна оставить за свою жизнь гораздо меньшее потомство. Между тем, в гаремах, даже тысяча детей — не рекорд для одного мужчины).

Реально, в природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Это значит, что гибель большого числа самцов (но не всех) может слабо отразиться на числе по томства, тогда как гибель части самок способна заметно снизить размер популяции.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатыва ются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных при знаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по не которым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими рече выми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические груп пы детских садов и другие группы для детей с отклонения ми в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Природа дала женским особям более широкую воз можность меняться под влиянием внешних условий. У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше — влиянием внешней среды. Например, при резком похолодании даже у особей, «не склонных к полно те», может значительно увеличиться слой подкожного жира. То есть женские особи могут уйти из зоны диском форта или даже гибели в зону сравнительного комфорта и выживания (они лучше приспособились к холоду, им стало тепло, хотя они и продолжают жить в тех же условиях холода). А особи мужского пола не могут так быстро и сильно измениться. Им остается только погибнуть.

При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них все же есть выход: отыс кать другое место обитания, где было бы теплее, или изо брести шубу. Женскому полу так напрягаться ни к чему, они и так уже приспособились.

Вот этими-то различиями и определяется высокая пред расположенность особей мужского пола к поисковому по ведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата — и менее наде жен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых про странств, их большая сообразительность в сложных ситуа циях, склонность к поиску нетрадиционных новых реше ний, к рискованным предприятиям.

В. А. Геодакян ссылается на тот факт, что у «гарем ных» животных, таких, как морской слон, восемьдесят пять процентов самок оплодотворяются всего лишь че тырьмя процентами самцов высокого ранга, а остальные к размножению не допускаются. В потомстве этих самцов преобладают самки. При экстремальных ситуациях гибнет больше самцов, чем самок, но при этом допускаются к размножению и те самцы, которые ранее не пользовались успехом у «слабого» пола: слишком молодые или слабые. Среди их потомков чаще появляются самцы.

И оставшимся «сильным» самцам тоже приходится чаще производить потомство, а при усилении интенсив ности половой деятельности возрастает число потомков-самцов. То есть в экстремальных условиях жизни больше самцов гибнет, но больше и рождается. При этом возрас тает и число разных отклонений от нормы (т.к. у самцов они возникают чаще), и среди этих отклонений обяза тельно найдутся такие, которые не были бы востребова ны в обычных условиях, но оказываются полезными в экстремальных (например, рождаются детеныши с более густым мехом, чем обычно, а это очень полезно при рез ком похолодании).

Если попытаться проиграть эти закономерности на уровне человека, то станет понятен «феномен военных лет»: в войну и сразу после нее рождается больше мальчи ков. Все сильные здоровые мужчины уходят на войну, и остаются очень молодые, больные, инвалиды, которые ста новятся отцами мальчиков. Но эта закономерность, конеч но, выявляется только на большом статистическом мате риале и к семье, где всего один-два ребенка, она совершен но неприменима.

Итак, женский пол полнее сохраняет численность, а следовательно, и исходный спектр генотипов. Половой отбор на женских особей действует слабо (почти все самки имеют потомство). У мужских особей идет интенсивный половой отбор, и генетическую информацию они передают неравномерно (часть самцов из процесса репродуктивной деятельности исключается). При этом женский пол переда ет по наследству информацию о прошлом (набор наследст венного материала, который закреплен длительным отбо ром), а мужской пол — информацию о настоящем (об эко логических или социальных катастрофах или о стабильной ситуации). Предполагается, что в потомстве часть генети ческой информации сохраняется лишь в мужской подсис теме и наследуется лишь по мужской линии. Из этого следует, что в экстремальных ситуациях по каким-то при знакам происходит расхождение между мужским и жен ским полом и начинают более резко проявляться различия между полами, они становятся все более непохожими.

Все эволюционно-прогрессивные признаки больше вы ражены у мужского пола. Если мы, вслед за В. А. Геодакяном, проследим динамику продолжительности разных периодов жизни у животных (например, приматов), распо ложенных ниже или выше на эволюционной лестнице, то заметим, что период детства увеличивается у высших форм животных. Так, у лемуров он составляет всего 2-3 года, у обезьян старого света — 7 лет, у человекообразных обезь ян — 8-12 лет, а у человека — около 20 лет. То есть удлинение периода детства — прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей: у мальчиков детст во длится дольше, чем у девочек.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы млад ше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались в этом разговоре об истоках раз личий между мужским и женским полом до таких выво дов, которые уже важны для воспитателей, родителей, учителей.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают гово рить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются ослож нения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По раз ным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика про исходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчи ков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нра вится, люблю, грустный, веселый…).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более от зывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и иг рают в ограниченном пространстве, им достаточно малень кого уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от де вочек, для их полноценного психического развития требу ется большее пространство, чем девочкам. Если простран ство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дво ров, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечни ков и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающие ся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы — мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечни ков-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализо вать то, что подарила им природа. Почему?

По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчи ков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома — мама и бабушка, в детском саду — воспитательница, в начальной школе — учительница. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Давайте представим себе рисунки детей, т.к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисун ке. Вот дети рисовали на тему «космос». Перед нами один из рисунков. Вот ракета: старательно вырисованы все Дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной, но на спине множество разных датчиков. Без сомнения, это рисунок мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней космонавт — лицом, и на лице и глазки с ресничками, и щечки, и губки — все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Вообще маль чики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты…), их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя.

Давайте сравним реальные рисунки детей подготови тельной группы детского сада: мальчика и девочки (рис. 1 и 2 в цветном блоке). Тема задана одна и та же «после снегопада». Все мальчики в группе кроме одного, нарисо вали уборочную технику, а девочки — себя, прыгающую через сугробы. Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку. И даже, если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками.

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учи телю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение пра вильности ее ответа и только после кивка взрослого про должает уже более уверенно. И в вопросах детей прослежи вается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым во просы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установ ления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) — на отношения между людьми.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинако вом так называемом «паспортном» возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в рече вом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше ва риантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажет ся, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Тех же детей на занятии спросили, для чего можно ис пользовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности — конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки и началось… Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а еще сарай»… Наконец тема строительства исчерпана. Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно поло жить в ведро, когда мама солит грибы — для тяжести». Новая версия. Опять лес рук девочек и самые разные пред ложения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девоч ки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей. И опять мальчи ки: «Можно положить на кирпич доску, и получатся каче ли», «Можно их бросать, как снаряды» и т.д.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая.

Установлено, что мужчины лучше выполняют поиско вую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше рабо тают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности ис полнения или оформления ее невелики. И в школе маль чик может найти новое нестандартное решение математи ческой задачи, но сделать ошибку в вычислениях и полу чить в результате двойку.

Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части за дания велики. А это именно то, что требуют в школе. Сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные — к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последова тельной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.

Обратимся к истории. Уже знакомый нам В. А. Геодакян напоминает, что вязание изобрели в Италии в XIII веке мужчины и в течение нескольких веков это было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины уже не смогли с ними конкурировать и отступи ли. Теперь вязание — дело сугубо женское. И так было во всем. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили ее до высот совершенства.

В любой деятельности, требующей поиска, свежего, не стандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам. Так, композиторов больше среди мужчин, а среди хороших исполнителей женщин не меньше; изобретателей больше среди мужчин, а рационализаторами бывают и те, и дру гие. Раньше профессия повара была мужской. Это они, мужчины, искали новые компоненты, соотношения, изо бретали рецепты, писали поваренные книги, а женщины-повара прекрасно готовят по этим рецептам. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытыва ют большие трудности при работе на конвейере.

Психологи считают, что женщины (и девочки) превос ходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально нере чевые задачи они могут решать речевым способом. Мужчи ны (и мальчики) превосходят женщин в видеопространственных умениях, т.к. выполнение пространственно-зри тельных задач требует поиска. Специальные исследований показали, что у мальчиков специализация правого полу шария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и луч шая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в шесть лет, тогда как у девочек ее нет даже к тринадцати.

Возьмем такой пример, как решение геометрических задач. Геометрия — это наука о соотношениях и простран ственных формах.

Мальчики чаще решают геометрическую задачу с помо щью геометрических, пространственных методов: они мыс ленно поворачивают сравниваемые фигуры в пространстве и накладывают одну на другую.

Девочки и женщины, в том числе обычно и учительни ца геометрии, обозначают все углы и стороны буквами и дальше действуют с буквенными символами и с выученны ми шаблонами-теоремами. Собственно геометрические ме тоды они практически не применяют. Но в школе действу ет принцип «делай, как я», и учительница требует от мальчика несвойственной ему речевой стратегии решения изначально неречевых, пространственных задач. А ведь геометрия — наука для мужчин.

Сильная сторона мужчин — способность к поиску нового нестандартного ре шения, к новаторству.

В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Жен скому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не со ответствуют индивидуальным особенностям психики ре бенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчи ки в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к не свойственным ему видам деятельности мальчику исключи тельно трудно.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?

Родители склонны несколько завышать эмоци ональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков.

Можно думать, что мальчики осмысливают ситуацию и готовят способ выхода из нее. У девочек же активируется весь мозг: и зрительная, и слуховая, и моторная кора, и ассоциативные структуры обоих полушарий.

Итак, мальчики кратковременно, но ярко и избиратель но реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарас тает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовнос ти все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагиро вать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность жен ского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо пере живаний переключаются на продуктивную деятельность. У мальчиков эмоции более избирательно повышают активность именно тех отделов коры мозга, которые ответственны за организацию той конкретной деятельности, которая для него эмоционально значима. У девочек на эмоциональное воздействие мозг реагирует более активно, но менее избирательно: включаются почти все центры коры, ответственные за самые разные функции.

Интересно, что и по времени выраженность эмоциональных реакций различна. У мальчиков мозг реагирует избирательно и активизируется только в первые моменты эмоционального воздействия. А потом возникает блок, мозг перестает реагировать на эти воздействия, и мальчики как бы не слышат ни ваших замечаний, ни поощрений. Девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторении воздействия. При этом их мозг значительно более активен.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональ ной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учи тельницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педа гог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы оста ется равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреа гировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может долго удер живать эмоциональное напряжение, он к этому не приспо соблен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сде лайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты пло хой»,— то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентиро ван. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень кон кретно — чем же вы недовольны.

Положительные эмоции благоприятствуют развитию мышления ребенка, особенно мальчиков. Но как раз мальчикам на всех этапах развития, особенно в детском саду и в школе, не хватает положительных эмоций. Чаще всего их эмоции возникают в ответ на слово. В процессе речевого мышления им не хватает непосредственных эмоций. С мальчиками всегда сложнее, чем с девочками. У них чаще отмечаются нарушения развития речи. Мальчикам для полноценного психического развития больше нужно тепла и ласки, заботы и участия и самых разнообразных форм поощрения. Давно уже замечено, что чем нежнее и ласковее мама малыша, чем чаще она его целует, одобряет сына, внимательно слушает и помогает ему, тем его детство становится более радостным, эмоционально богатым.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинакого. Они по разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Давайте постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими разными, постараемся сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать  — это зависит только от нас с вами.